Главная | Саратовские театры ставят "Пушкина" | Произведения А.С. Пушкина на балетной сцене | Произведения А.С. Пушкина в музыке | Произведения А.С. Пушкина на сцене драматического театра | Фильмы по Пушкину | Зарубежные постановки Пушкина | Экранизация


Экранизация произведений
А.С. Пушкина


Чуть более века назад началась история кино. Новое искусство появилось как движущаяся фотография во Франции. А в начале XX века, в 1908 г. кинопроизводство началось в России. Появились кинопредприниматели, организовавшие студии, такие как Александр Ханжонков.
Первые картины были черно-белыми и немыми. В зале стояли рояль или пианино, и тапер в зависимости от того, что происходило на экране, исполнял веселую и быструю или медленную и грустную музыку. Но произведения классической литературы, которые экранизировали режиссеры немого кино, требовали звучащего слова, а кино оставалось немым. Выход из положения нашли довольно быстро. Возник жанр кинодекламации: рядом с экраном находились актеры, произносившие текст.
Первым фильмом еще до массового производства, в 1907 г., стал “Борис Годунов”. За десять лет, предшествующих революции, в прокате появилось около 50 кинолент, большинство из которых представляли собой пушкинские экранизации. Дореволюционные режиссеры, среди которых Василий Гончаров, Петр Чардынин, Яков Протазанов снимают буквально все, что написал Пушкин: от “Евгения Онегина” и больших поэм “Полтавы”, “Руслана и Людмилы” до стихотворения “Черная шаль”.
Было сделано четыре версии “Бориса Годунова”, столько же - “Братьев разбойников”, три экранизации “Евгения Онегина” и “Пиковой дамы”.
К сожалению, большинство старых пушкинских экранизаций недоступны. Эти фильмы не сохранились. Известно, что неудачные фильмы перемонтировались и выпускались снова. Но, увы... Либо эти ленты погибли во время революций и войн, либо будут еще отысканы.
Но то, что осталось и сохранено, очень интересно. Первая экранизация романа в стихах “Евгений Онегин” 1911 года поместилась на 270 метрах и длится менее 5 минут. Василий Гончаров проследил главную сюжетную линию. В 1913 году Петр Чардынин выпустил комическую картину по иронической поэме Пушкина “Домик в Коломне” с Иваном Мозжухиным в двух ролях: влюбленного офицера и кухарки Маврушки. Тот же актер сыграл трагическую роль Германна в экранизации “Пиковой дамы” Якова Протазанова 1916 года. Этот фильм стал событием немого кино. Режиссер разрабатывал принципы монтажа и операторской работы. Мы привыкли к тому, что в современном кинематографе камера двигается, приближаясь к актеру и отдаляясь от него, к тому, что она может “смотреть” сверху и снизу. Протазанов понял и почувствовал это более 80 лет тому назад. Он нашел выразительные способы передать чувства и состояния души пушкинских героев. В своей картине он применил комбинированные съемки.
Парадоксально, но за последующие 80 лет было создано примерно столько же экранизаций произведений Пушкина. А может быть, даже меньше, потому что у игрового кино появилась еще одна ветвь - анимация, мультфильмы. Пушкинские экранизации 20-х и 30-х годов сохранили для нас игру замечательных мхатовских актеров старшего поколения. В “Коллежском регистраторе” 1925 года станционного смотрителя Вырина исполняет знаменитый Иван Москвин, его партнершей стала восходящая звезда кино Вера Малиновская. В “Дубровском” 1936 года можно увидеть в главной роли Бориса Ливанова.
В том же году режиссеры сделали попытку снять историю пушкинского “Путешествия в Арзрум”, это была особенная экранизация, потому что требовала присутствия еще одного героя, к которому русское сценическое и изобразительное искусство всегда подходили с особой осторожностью, - Пушкина. Можно сказать, что роль Пушкина стала одной из самых сложных на русской сцене и на российском экране ролей. В 1936 году Пушкина на экране воплотил известный чтец Дмитрий Журавлев.
В 30-е годы началась история пушкинской анимации: а 1933 г. Дмитрий Шостакович написал музыку для оперы-мюзикла по “Сказке о попе и о работнике его Балде”, но работа была не закончена и сохранилась только первая часть - "Базар". Возможно, еще будут отысканы анимационные ленты: в эмиграции работал художник и режиссер-экпериментатор Александр Алексеев. Он иллюстрировал “Пиковую даму”, хочется думать, что он попытался сделать и анимационную версию одного из пушкинских произведений.
Русские режиссеры в эмиграции оставались верными тому, что было им близко: известны, по крайней мере, четыре экранизации пушкинских произведений, созданные русскими режиссерами с немецкими и французскими актерами. Это картины по “Капитанской дочке”, “Пиковой даме” и “Станционному смотрителю”. В 1964 году Владимир Басов поставил “Метель”, музыку к картине написал замечательный композитор Георгий Свиридов. С тех пор мы не представляем себя без Пушкинского романса, без мелодий, которые сопровождали действие в фильме, а затем начали жить самостоятельной жизнью.
Попытки показать свое понимание пушкинского текста привели Сергея Соловьева к созданию фильма “Станционный смотритель”. Режиссер создал фильм почти без слов: главную роль в нем играла музыка. Создатели фильма рассказали печальную историю о дочери-беглянке и неутешном отце. На сей раз музыку написал композитор Исаак Шварц. В 1976 г. вышла картина “Сказ про то, как царь Петр Арапа женил”, авторы которой стали соавторами Пушкина. Режиссер Александр Митта дописал незаконченный роман “Арап Петра Великого”, а для исполнения одной из главных ролей пригласил находившегося на пике популярности Владимира Высоцкого. В роли Петра снялся Алексей Петренко. Современную психологически точную экранизацию создал Михаил Швейцер в фильме “Маленькие трагедии” 1979 года. Он объединил четыре пьесы и незаконченные произведения поэта, заставив все истории разыграть приехавшего в Петербург итальянца-импровизатора. Фильм сопровождала нервная удивительно подвижная и динамичная музыка Альфреда Шнитке. Режиссеру удалось заставить зрителя почувствовать остроту чувств пушкинских героев. Мучительное и радостное творчество объединило в фильме людей разных эпох: Моцарта, поэта Чарского, импровизатора, Мери, Дон Гуана, поэта в любви. Роль Гуана стала одной из последних для Владимира Высоцкого.
На рубеже 70-х и 80-х г.г. вышли на экран три анимационных фильма, перевернувших представления о Пушкине. Андрей Хржановский оживил пушкинские рисунки. Головки и ножки начали двигаться под музыку Альфреда Шнитке. Легкие фигурки заговорили голосами Сергея Юрского, Иннокентия Смоктуновского и Юрия Норштейна. В трех анимационных лентах - “Я к вам лечу воспоминаньем”, “И с вами снова я”, “Осень” Пушкин предстал веселым, ироничным, трагическим. Думается, сейчас легче почувствовать пушкинские интонации именно в этих фильмах.
Исторических экранизаций Пушкина меньше. В 1959 году вышла “Капитанская дочка” с популярнейшим Олегом Стриженовым. В 1986 году Сергей Бондарчук снял фильм-эпопею “Борис Годунов”.
В год 200-летия Пушкина готовится еще одна экранизация “Капитанской дочки” под названием “Русский бунт”. Режиссер Александр Прошкин пригласил популярных российских актеров Владимира Машкова и Сергея Маковецкого на роли Пугачева и Швабрина. Но эту картину нам предстоит еще посмотреть.
Среди более сотни картин, снятых по произведениям Пушкина, можно найти примерно пять, посвященных жизни поэта. Это удивительный парадокс, при том, что буквально каждый шаг Пушкина описан в специальной и популярной литературе, созданы справочники о его друзьях, издана и прокомментирована их переписка. Похоже, режиссеры испытывают некоторую робость перед этой личностью. Может быть, прошло еще мало времени, чтобы решиться играть Пушкина... Время покажет.
ЭКРАНИЗИРОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
“Арап Петра Великого”:
“Сказ про то, как царь Петр Арапа женил”, 1976
“Барышня-крестьянка”:
“Барышня-крестьянка”, 1912
“Барышня-крестьянка”, 1917
“Барышня-крестьянка”, 1995
“Бахчисарайский фонтан”:
“Бахчисарайский фонтан”, 1909
“Мастера русского балета”, 1953
“Борис Годунов”:
“Борис Годунов”, 1907
“Борис Годунов”, 1911
“Борис Годунов”, 1912
“Борис Годунов”, 1914 или 1915
“Борис Годунов”, 1954
“Борис Годунов”, 1986
“Борис Годунов”, 1987
“Братья-разбойники”:
“Братья-разбойники”, 1912
“Братья-разбойники”, 1912
“Братья-разбойники”, (Привольная степь), 1914
“Степные орлы” (Понизовая вольница), (Волжские разбойники), (Братья-разбойники), 1915
“Воевода”:
“Воевода”, 1911
“Воевода”, 1910
“Воевода”, 1914
“Воевода”, 1914
“Выстрел”:
“Второй выстрел”, 1911
“Забытый долг”, 1911
“Выстрел”, 1918-1919
“Выстрел”, 1966
“Домик в Коломне”:
“Домик в Коломне”, 1913
“Дубровский”:
“Дубровский”, 1911
“Дубровский”, 1913
“Дубровский”, 1936
“Благородный разбойник Владимир Дубровский”, 1989
“Граф Нулин”:
“Граф Нулин”, 1959
“Гробовщик”:
“Маленькие трагедии”, 1979
“Евгений Онегин”:
“Евгений Онегин”, 1911
“Евгений Онегин”, 1914 или 1915
“Евгений Онегин”, 1914 или 1915
“Евгений Онегин”, 1958
“Египетские ночи”:
“Маленькие трагедии”, 1979
“Жених”:
“Жених”, 1912
“Кавказский пленник”:
“Кавказский пленник”, 1911
“Каменный гость”:
“Каменный гость”, 1966
“Маленькие трагедии”, 1979
“Капитанская дочка”:
“Волга в огне”, 1933
“Капитанская дочка” (Емельян Пугачев), 1914
“Капитанская дочка” (Гвардии сержант), 1928
“Капитанская дочка” 1959
“Медный всадник”:
“В волнах безумия” [Медный всадник], 1915
“Метель”:
“Метель”, 1918-1919
“Метель”, 1964
“Если это не любовь, то что же?..”, 1974
“Моцарт и Сальери”:
“Симфония любви и смерти” (Моцарт и Сальери), (Гений и злодейство), (Любовь и злодейство), 1914
“Моцарт и Сальери”, 1962
“Маленькие трагедии”, 1979
“Легенда о Сальери”, 1986
“Песнь о Вещем Олеге”:
“Песнь о Вещем Олеге”, 1911
“Песнь о Вещем Олеге”, 1912
“Пиковая дама”:
“Пиковая дама”, 1910
“Пиковая дама”, 1916
“Пиковая дама”, 1914 или 1915
“Пиковая дама”, 1927
“Пиковая дама”, 1937
“Пиковая дама”, 1960
“Пиковая дама”, 1982
“Три карты”, 1983
“Эти... три верные карты”, 1988
“Пир во время чумы”:
“Маленькие трагедии”, 1979
“Под вечер осени ненастной”:
“Под вечер осени ненастной”, 1917
“Полтава”:
“Мазепа”, 1909
“Мазепа”, 1913
“Кочубей в темнице”, (Полтава), (Допрос Кочубея), 1911
“Полтава”, 1911
“Допрос Кочубея”, 1915
“Путешествие в Арзрум”:
“Путешествие в Арзрум”, 1936
“Русалка”:
“Русалка”, 1910
“Руслан и Людмила”:
“Руслан и Людмила”, 1915
“Руслан и Людмила”, 1938
“Руслан и Людмила”, 1972
“Сказка о золотом петушке”:
“Сказка о золотом петушке”, 1967
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”:
“Сказка о спящей царевне и о семи богатырях”, 1914
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, 1951
“Осенние колокола”, 1978
“Сказка о попе и о работнике его Балде”:
“Сказка о попе и о работнике его Балде”, (Базар), 1933
“Сказка о попе и о работнике его Балде”, 1939
“Сказка о попе и о работнике его Балде”, 1956
“Сказка о попе и о работнике его Балде”, 1974
“Сказка о рыбаке и рыбке”:
“Сказка о рыбаке и рыбке”, 1911
“Сказка о рыбаке и рыбке”, (Сказка о золотой рыбке), 1913
“Сказка о рыбаке и рыбке”, 1937
“Сказка о рыбаке и рыбке”, 1950
“Сказка о царе Салтане”:
“Сказка о царе Салтане”, 1943
“Сказка о царе Салтане”, 1966
“Сказка о царе Салтане”, 1984
“Скупой рыцарь”:
“Скупой рыцарь”, 1910
“Скупой рыцарь”, 1913
“Маленькие трагедии”, 1979
“Станционный смотритель”:
“Коллежский регистратор”, 1925
“Ностальгия”, 1937
“Станционный смотритель”, 1972
“Утопленник”:
“Российский народный триллер”, 1994
“Цыганы”:
“Цыгане”, 1910
“Алеко”, 1953
“Черная шаль”:
“Черная шаль”, 1917
Фильмы о жизни А.С.Пушкина:
“Гибель Пушкина”, 1967
“Жизнь и смерть Пушкина”, 1910, режиссер В.Гончаров
“Последняя дорога”,1986, режиссер Л.Менакер
“Поэт и царь” (“Царь и поэт”),1927, восстановлен в 1968, “Совкино”, режиссер В.Гардин
“Юность поэта”, 1936, режиссер А.Народицкий.